The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | теги | ]

·06.05.2024 Выпуск Lacmus 1.0.0, инструмента для поиска пропавших людей (20 +10)
  Состоялся релиз программы Lacmus 1.0 "Furious Vaporization". Проект представляет собой кроссплатформенное решение для автоматизации поиска и спасения пропавших людей с помощью алгоритмов компьютерного зрения и AI. Проект написан на языке C# и распространяется под лицензией GPLv3, а его разработка велась более пяти лет в тесном контакте с сообществом поисково-спасательных отрядов.

Программный комплекс Lacmus позволяет осуществлять автоматизированный поиск по фотографиям, отснятым с БПЛА, помогает выявлять снимки, на которых присутствует потерявшийся человек, и предоставляет пользователю координаты искомого объекта. Работа программы основана на применении нейронных сетей и алгоритмов компьютерного зрения для распознавания людей на снимках с БПЛА, что позволяет увеличить эффективность поисковых операций, сократить время на их проведение и, в конечном итоге, повысить вероятность успешного спасения потерявшихся людей.

Программа поддерживает различные операционные системы, включая Linux, Windows и macOS, и обеспечивает возможность использования различных типов графических ускорителей, таких как GPU NVIDIA, Intel, AMD, NPU и TPU, для оптимизации работы нейронных сетей. Для пользовательского интерфейса используется кроссплатформенный фреймворк AvaloniaUI, а для запуска моделей машинного обучения применяется ONNX Runtime и легковесная версия TensorFlow.

Модели компьютерного зрения распространяются в виде подключаемых модулей, которые можно скачать в каталоге ML-моделей в окне настроек программы, притом каждый такой плагин содержит в себе необходимые зависимости, избавляя конечного пользователя от установки дополнительных зависимостей и библиотек. В качестве основных архитектур нейронных сетей используются YOLOv5 и RetinaNet.

Проект развивается при поддержке ассоциации Lacmus Foundation, которая занимается открытыми исследованиями в области поиска и спасения пропавших людей. Организация не имеет юридических структур и основана на добровольных началах. Статистика говорит о том, что ежегодно в мире тысячи людей пропадают без вести. Проект Lacmus призван быть лакмусовой бумажкой (за что и получил своё название) в решении этой проблемы, обеспечивая поисковым и спасательным службам современные средства для эффективного выполнения их задач и спасения как можно большего числа жизней.

  1. OpenNews: В рамках открытого проекта Lisa/S подготовлена миниатюрная реализация автопилота
  2. OpenNews: Выпуск библиотеки компьютерного зрения OpenCV 4.7
  3. OpenNews: Linux Foundation представил Dronecode, открытую платформу для дронов
  4. OpenNews: Представлена программа управления дронами Kirogi
  5. OpenNews: Доступен WFB-ng 23.01, стек для организации связи с дронами при помощи карт Wi-Fi
Обсуждение (20 +10) | Автор: Georgy Perevozchikov | Тип: Программы |
·06.05.2024 Фонд СПО объявил обладателей ежегодной премии за вклад в развитие свободного ПО (15 +6)
  На конференции LibrePlanet 2024 состоялась церемония награждения, на которой объявлены лауреаты ежегодной премии "Free Software Awards 2023", учрежденной Фондом свободного ПО (FSF) и присуждаемой людям, внесшим наиболее значительный вклад в развитие свободного ПО, а также социально значимым свободным проектам. Победители получили памятные пластинки и грамоты (премия FSF не подразумевает денежного вознаграждения).

Премию за продвижение и развитие свободного ПО получил Бруно Хайбле (Bruno Haible), сопровождающий проект Gnulib, развивающий коллекцию типового кода для совместного использования в различных пакетах GNU. Бруно также является одним из создателей CLISP, реализации языка LISP, и участником разработки GNU M4, Automake, libiconv и gettext.

В номинации, вручаемой проектам, принёсшим значительную пользу обществу и способствовавшим решению важных социальных задач, награда присуждена французскому проекту code.gouv.fr, который помогает государственным учреждениям в переходе на использование свободного и открытого ПО, а также занимается сопровождением процессов открытия кода проектов, разработанных в госучреждениях.

В номинации за выдающийся вклад нового участника в развитие свободного ПО, которая присуждается новичкам, первый вклад которых показал заметную приверженность движению свободного ПО, премию получил Ник Логоззо (Nick Logozzo), студент Университета штата Нью-Йорк в Стони-Бруке, развивающий набор приложений Nickvision для GNOME, написанных на C# с использованием GTK 4 и libadwaita. Среди проектов Ника программа Parabolic для загрузки видео/аудио из Web и просмотра YouTube без выполнения кода на JavaScript (обвязка над утилитой yt-dlp), система тэгирования музыки Tagger, система управления финансами Denaro, визуализатор звука Cavalier и FlatpakGenerator, генератор Flatpak-файлов для проектов на C#.

Список прошлых победителей:

  • 2022 Эли Зарецкий (Eli Zaretskii), один из сопровождающих GNU Emacs.
  • 2021 Пол Эггерт (Paul Eggert), отвечающий за поддержание базы часовых поясов, используемой в большинстве Unix-систем и во всех Linux-дистрибутивах.
  • 2020 Бредли Кун (Bradley M. Kuhn), исполнительный директор и один из создателей правозащитной организации Software Freedom Conservancy (SFC).
  • 2019 Джим Мейринг (Jim Meyering), с 1991 года занимается сопровождением пакета GNU Coreutils, один из основных разработчиков autotools и создатель Gnulib.
  • 2018 Дебора Николсон (Deborah Nicholson), директор по взаимодействию с сообществом в организации Software Freedom Conservancy;
  • 2017 Карен Сэндлер (Karen Sandler), директор правозащитной организации Software Freedom Conservancy;
  • 2016 Александре Олива (Alexandre Oliva), бразильский популяризатор и разработчик свободного ПО, основатель Латиноамериканского Фонда СПО, автор проекта Linux-Libre (полностью свободный вариант ядра Linux);
  • 2015 Вернер Кох (Werner Koch), создатель и основной разработчик инструментария GnuPG (GNU Privacy Guard);
  • 2014 Себастьян Жодонь (Sébastien Jodogne), автор Orthanc, свободного DICOM-сервера для обеспечения доступа к данным компьютерной томографии;
  • 2013 Мэтью Гаррет (Matthew Garrett), один из разработчиков ядра Linux, входящий в технический совет организации Linux Foundation, внёсший значительный вклад в обеспечение загрузки Linux на системах с UEFI Secure Boot;
  • 2012 Фернандо Переc (Fernando Perez), автор IPython, интерактивной оболочки для языка Python;
  • 2011 Юкихиро Мацумото (Yukihiro Matsumoto), автору языка программирования Ruby. Юкихиро уже на протяжении 20 лет участвует в развитии проектов GNU, Ruby и других открытых проектов;
  • 2010 Роб Савуа (Rob Savoye), лидер проекта по созданию свободного Flash-плеера Gnash, участник разработки GCC, GDB, DejaGnu, Newlib, Libgloss, Cygwin, eCos, Expect, основатель компании Open Media Now;
  • 2009 Джон Гилмор (John Gilmore), один из основателей правозащитной организации Electronic Frontier Foundation, создатель легендарного списка рассылки Cypherpunks и иерархии Usenet-конференций alt.*. Учредитель компании Cygnus Solutions, первой начавшей оказывать коммерческую поддержку для решений на базе свободного ПО. Основатель свободных проектов Cygwin, GNU Radio, Gnash, GNU tar, GNU UUCP и FreeS/WAN;
  • 2008 Wietse Venema (известный эксперт в области компьютерной безопасности, создатель таких популярных проектов, как Postfix, TCP Wrapper, SATAN и The Coroner's Toolkit);
  • 2007 Harald Welte (архитектор мобильной платформы OpenMoko, один из 5 основных разработчиков netfilter/iptables, мантейнер подсистемы пакетной фильтрации Linux ядра, активист движения свободного программного обеспечения, создатель сайта gpl-violations.org);
  • 2006 Theodore T'so (разработчик Kerberos v5, файловых систем ext2/ext3, известный хакер Linux ядра и участник группы, разработавшей спецификацию IPSEC);
  • 2005 Andrew Tridgell (создатель проектов samba и rsync);
  • 2004 Theo de Raadt (руководитель проекта OpenBSD);
  • 2003 Alan Cox (вклад в разработку Linux ядра);
  • 2002 Lawrence Lessig (популяризатор открытого ПО);
  • 2001 Guido van Rossum (автор языка Python);
  • 2000 Brian Paul (разработчик библиотеки Mesa 3D);
  • 1999 Miguel de Icaza (лидер проекта GNOME);
  • 1998 Larry Wall (создатель языка Perl).

Премию за развитие социально значимых свободных проектов получили организации и сообщества: GNU Jami (2022), SecuRepairs (2021), CiviCRM (2020), Let's Encrypt (2019), OpenStreetMap (2018), Public Lab (2017), SecureDrop (2016), Library Freedom Project (2015), Reglue (2014), GNOME Outreach Program for Women (2013), OpenMRS (2012), GNU Health (2011), Tor Project (2010), Internet Archive (2009), Creative Commons (2008), Groklaw (2007), Sahana (2006) и Wikipedia (2005).

  1. OpenNews: Фонд СПО объявил обладателей ежегодной премии за вклад в развитие свободного ПО (2022)
  2. OpenNews: Фонд СПО объявил обладателей ежегодной премии за вклад в развитие свободного ПО (2021)
  3. OpenNews: Фонд СПО объявил обладателей ежегодной премии за вклад в развитие свободного ПО (2020)
  4. OpenNews: Фонд СПО объявил обладателей ежегодной премии за вклад в развитие свободного ПО (2019)
  5. OpenNews: Фонд СПО объявил обладателей ежегодной премии за вклад в развитие свободного ПО (2018)
Обсуждение (15 +6) | Тип: К сведению |
·06.05.2024 Выпуск децентрализованной видеовещательной платформы PeerTube 6.1 (44 +13)
  Состоялся выпуск децентрализованной платформы для организации видеохостинга и видеовещания PeerTube 6.1. PeerTube предлагает независимую от отдельных поставщиков альтернативу YouTube, Dailymotion и Vimeo, использующую сеть распространения контента на базе P2P-коммуникаций и связывания между собой браузеров посетителей. Наработки проекта распространяются под лицензией AGPLv3.

Основные новшества:

  • Предоставлена возможность экспорта всех данных, связанных с учётной записью, среди которых видео, каналы и настройки. Данные экспортируются в форме одного загружаемого архива, который может использоваться для импорта на другой системе.
  • Обеспечено сохранение оригинального файла с видео, изначально загруженного в PeerTube и затем перекодированного в другие форматы (раньше после перекодирования исходный файл удалялся). Добавленная возможность позволяет использовать PeerTube для хранения своих видеоархивов, без деления на локальные и внешние видео.
  • Добавлена возможность создания баннера для своего сервера, который будет отображаться на станице о сервере, на странице входа, при регистрации и при поиске в каталоге JoinPeerTube, а также на страницах, в которых используется тег "<peertube-instance-banner>". Аналогично добавлена возможность добавления аватара, видимо в мобильном приложении и на домашней странице сервера.
  • Задержка перед началом подсчёта просмотров видео снижена с 30 до 10 секунд по аналогии с Vimeo, Instagram, TikTok и Mux. При подсчёте просмотров теперь учитывается не только IP-адрес, но и идентификатор браузера. На странице со статистикой просмотров обеспечено отображение данных в привязке к отдельным регионам, а не только к странам.
  • Для упрощения доступа к субтитрам в видеопроигрыватель добавлена отдельная кнопка "СС" (7 на скриншоте ниже), при нажатии на которую будет включён показ субтитров на последнем выбранном языке. Также предоставлена возможность смены языка через меню с настройками (8 на скриншоте).
  • В интерфейсе пользователя предоставлена возможность загрузки видео напрямую из библиотеки.
  • Для администратора добавлены возможности сортировки пользователей и видео по размеру данных, сохранённых на диске.
  • Устранены две уязвимости в реализации протокола ActivityPub. Первая уязвимость приводит к утечке данных, связанных с приватными видео, таких как комментарии и лайки. Вторая уязвимость касается некорректного управления доступом к объектам JSON-LD, загруженным из федеративной сети.

Платформа PeerTube изначально была основана на применении BitTorrent-клиента WebTorrent, запускаемого в браузере и использующего технологию WebRTC для организации прямого P2P-канала связи между браузерами. Позднее вместо WebTorrent был задействован протокол HLS (HTTP Live Streaming) в связке с WebRTC, позволяющий адаптивно управлять потоком в зависимости от полосы пропускания. Для объединения разрозненных серверов с видео в общую федеративную сеть, в которой посетители участвуют в доставке контента и имеют возможность подписки на каналы и получения уведомлений о новых видео, задействован протокол ActivityPub. Предоставляемый проектом web-интерфейс построен с использованием фреймворка Angular.

Федеративная сеть PeerTube образуется как содружество связанных между собой небольших серверов хостинга видео, на каждом из которых имеется свой администратор и могут быть приняты свои правила. Каждый сервер с видео выполняет роль BitTorrent-трекера, на котором размещены учётные записи пользователей данного сервера и их видео. Идентификатор пользователя формируются в форме "@имя_пользователя@домен_сервера". Передача данных при просмотре осуществляется непосредственно из браузеров других посетителей, просматривающих контент.

Если видео никто не просматривает, отдача организуется сервером, на который изначально загружено видео (используется протокол WebSeed). Помимо распределения трафика между пользователями, просматривающими видео, PeerTube также позволяет узлам, запущенным авторами для первичного размещения видео, кэшировать видео других авторов, формируя распределённую сеть не только из клиентов, но и из серверов, а также обеспечивая отказоустойчивость. Имеется поддержка потокового вещания (live streaming) с доставкой контента в режиме P2P (для управления стримингом могут использоваться типовые программы, такие как OBS).

Для начала вещания через PeerTube пользователю достаточно загрузить на один из серверов видеоролик, описание и набор тегов. После этого ролик станет доступен во всей федеративной сети, а не только с сервера первичной загрузки. Для работы с PeerTube и участия в распространении контента достаточно обычного браузера и не требуется установка дополнительного ПО. Пользователи могут отслеживать активности в выбранных видеоканалах, подписавшись на интересующие каналы в федеративных социальных сетях (например, в Mastodon и Pleroma) или через RSS. Для распространения видео с использованием P2P-коммуникаций пользователь также может добавить на свой сайт специальный виджет со встроенным web-плеером.

В настоящее время для размещения контента функционирует 1126 серверов, поддерживаемых разными добровольцами и организациями. Если пользователя не устраивают правила размещения видео на определённом сервере PeerTube, он может подключиться к другому серверу или запустить свой собственный сервер. Для быстрого развёртывания сервера предоставляется преднастроенный образ в формате Docker (chocobozzz/peertube).

  1. OpenNews: Выпуск децентрализованной видеовещательной платформы PeerTube 6.0
  2. OpenNews: W3C стандартизировал протокол децентрализованных социальных сетей ActivityPub
  3. OpenNews: Релиз децентрализованной коммуникационной платформы Hubzilla 7.0
  4. OpenNews: Выпуск сервера потокового вещания Owncast 0.1.0
  5. OpenNews: В libtorrent добавлена поддержка протокола WebTorrent
Обсуждение (44 +13) | Тип: Программы |
·05.05.2024 Лидер проекта NixOS вышел из управляющего совета после угрозы создания форка (180 –11)
  Элко Долстра (Eelco Dolstra), автор пакетного менеджера Nix, объявил об уходе с поста главы управляющего совета некоммерческой организации NixOS Foundation, обеспечивающей поддержку инфраструктуры, управляющей финансовыми потоками и решающей юридические вопросы проекта NixOS. Решение принято после публикации коллективного открытого письма с критикой действий Элко и опасениями за будущее Nix и NixOS. Изначально письмо опубликовано анонимными авторами, но после его размещения под ним подписалось 160 человек.

В опубликованном открытом письме упоминается кризис лидерства в проекте и неспособность текущего руководства должным образом реагировать на проблемы сообщества, что приводит к тому, что эти проблемы в течение многих лет остаются нерешёнными. В частности, отмечается неспособность руководства сформировать и отстаивать ценности, которых должно придерживаться сообщество, а также привлекать к ответственности участников за недостойное поведение. По мнению авторов открытого письма, в сообществе сложилась токсичная культура и руководство NixOS Foundation бездействует и ничего не делает для её искоренения.

Утверждается, что возникновение подобной токсичной культуры, которая угрожает жизнеспособности проекта, является следствием модели поведения Элко Долстра как лидера, который подрывает авторитет других участников, отказывается делегировать другим полномочия, игнорирует проблемы сообщества и поддерживает конфликты интересов (например, недовольство касается недостаточной поддержки представителей маргинальных групп, а также подозрений в продвижении интересов компании Determinate Systems, в которой он является соучредителем). В письме говорится, что проект достиг переломного момента, после которого дальнейшее бездействие может привести к потере доверия, прекращению корпоративной поддержки, уходу части участников, а также к распаду наиболее активного ядра сообщества и развалу команды модераторов. Подписавшие письмо выразили готовность поддержать форк проекта, в случае если Элко Долстра не сложит с себя полномочия.

Элко вменяется оказание давления на остальных членов управляющего совета и управляющие разработкой команды с целью отмены определённых решений. Например, после выработки консенсуса относительно возможности сообщества накладывать вето на спонсоров конференции NixCon, Элко Долстра, будучи единственным несогласным, инициировал повторное рассмотрение этого вопроса (активисты из сообщества пытались недопустить участие компании Anduril, использующей NixOS, из-за выполнения военных заказов). Из примеров злоупотребления имеющейся властью для отмены решений, которые должны приниматься совместно, также упоминаются отказы Долстра предоставить права на рецензирование кода для давних участников и блокирование внесения изменения в систему сборки, согласованного в рамках RFC. Также упоминается, что из-за нерегламентируемой правилами власти команда модераторов чувствует себя бессильной и опасается, что её авторитет может быть подорван действиями Элко Долстра.

В ответ на письмо Элко Долстра опубликовал заявление, в котором пояснил, что в последние годы он почти не участвует в управлении Nixpkgs и NixOS, и передал управление другим членам сообщества, на которых у него теперь не больше влияния, чем у любого другого активного участника. Формально он обладает полномочиями, не большими, чем у других членов управляющего совета NixOS Foundation, а с января не входит в комитет, принимающий RFC. Дополнительно подчёркивается, что сообщество самоорганизовано и организация NixOS Foundation никаким образом контролирует его и не управляет им.

Что касается вопроса о спонсорах и участниках NixCon, то Элко отстаивает недопустимость дискриминации и считает вредным отказ от поддержки тех, кто приносит пользу проекту - у каждого свой взгляд на этику и свои ценности, кто-то одобряет деятельность Anduril, а кто-то осуждает, и не разработчикам судить о том чьи взгляды верны, а чьи нет, кому разрешать, а кому запрещать участие в проекте и конференциях. Элко также отверг обвинения в ущемлении меньшинств, указав на то, что изначально старался сформировать инклюзивную среду, открытую для всех людей, независимо от их происхождения и особенностей.

После рассмотрения открытого письма управляющий совет NixOS Foundation заявил о проведении собрания в течение 14 дней, на котором будет сформирована новая структура управления проектом, подчинённая сообществу и нацеленная на удовлетворение потребностей сообщества. После создания нового органа управления, члены текущего управляющего совета, в который помимо Элко, входят ещё четыре участника, передадут новой структуре свои полномочия. Процесс трансформации управления в проекте будут проходить публично и каждый участник сможет проконтролировать его.

В заявлении управляющего совета признаётся, что управление проектом не успевает адаптироваться к изменениям и росту сообщества. Несмотря на то, что управляющий совет создавался в основном для решения финансовых, юридических и административных вопросов, многие воспринимали его и как орган руководства сообществом. В ответ совет брал на себя функции арбитра, разбирающего конфликты, но был не готов справиться с возникающими в сообществе кризисами, вызванными проблемами коммуникации, модерирования и определения полномочий при принятии решений. Планируется, что новая структура управления будет наделена всеми полномочиями для решения вопросов в таких областях, как политика в отношении спонсоров, улаживание конфликтов интересов, полномочия при модерировании и защита меньшинств.

  1. OpenNews: Проект NixBSD развивает вариант NixOS с ядром из FreeBSD
  2. OpenNews: Выпуск дистрибутива NixOS 23.11, использующего пакетный менеджер Nix
  3. OpenNews: Основатель Void Linux поменял лицензию на своё ответвление XBPS
  4. OpenNews: Продолжение конфликта Software Freedom Conservancy и Software Freedom Law Center
  5. OpenNews: Создатель форка Audacity покинул проект после конфликта при выборе нового имени
Обсуждение (180 –11) | Тип: Тема для размышления | Интересно
·05.05.2024 Выпуск Chrome OS 124 (59 –4)
  Представлен релиз операционной системы Chrome OS 124, основанной на ядре Linux, системном менеджере upstart, сборочном инструментарии ebuild/portage, открытых компонентах и web-браузере Chrome 124. Пользовательское окружение Chrome OS ограничивается web-браузером, а вместо стандартных программ задействованы web-приложения, тем не менее, Chrome OS включает в себя полноценный многооконный интерфейс, рабочий стол и панель задач. Вывод на экран осуществляется при помощи графического стека Freon (ведётся работа по переходу на использование Wayland) и оконного менеджера Aura. Исходные тексты распространяются под свободной лицензией Apache 2.0. Сборка Chrome OS 124 доступна для большинства актуальных моделей Chromebook. Для использования на обычных компьютерах предлагается редакция Chrome OS Flex.

Основные изменения в Chrome OS 124:

  • Предложен более быстрый способ настройки раскладки окон при использовании режима разделения содержимого экрана на части, в котором можно разместить бок о бок окна двух разных приложений. После выбора режима разделения экрана в свойствах определённого окна, в правой половине экрана теперь сразу выводится обзор остальных открытых окон, которые можно выбрать для показа на второй половине.
  • Добавлен режим приоритизации трафика (QoS, Quality of Service) при использовании беспроводных соединений, позволяющий предоставить больше пропускной способности видеоконференциям и игровым приложениям.
  • Увеличен максимальный размер указателей мыши. Желаемый размер указателя можно выбрать в конфигураторе в секции "Accessibility>Сursor and touchpad". Большие указатели могут потребоваться не только для людей с проблемами со зрением, но и для акцентирования внимания при обучении и показе презентаций.
  • Реализована необходимость получения отдельных полномочий при доступе приложений к API WebHID, предназначенному для низкоуровневого доступа к HID-устройствам (Human interface device, клавиатуры, мыши, геймпады, сенсорные панели) и организации работы без наличия в системе специфичных драйверов.
  • Для уменьшения размера загружаемых обновлений драйверы к сканерам теперь загружаются непосредственно после подсоединения сканера, которому требуется драйвер, при активном сеансе пользователя. Загрузка производится автоматически без вывода запроса подтверждения операции у пользователя, но с показом уведомления после установки драйвера.
  • Для манипуляторов мышь с интерфейсом Bluetooth включено использование режима быстрого сопряжения (Fast Pair). После включения новой мыши или её приближения к компьютеру система автоматически определит новое устройство и отобразит приглашение подключить её одним нажатием.
  • Добавлена поддержка механизма "carrier lock", позволяющего мобильному оператору связи поставлять устройства, работающие только с SIM-картами этого оператора (например, когда устройств продаётся по сильно заниженной стоимости, а затраты покрываются за счёт тарифов на связь). Возможно прекращение привязки после истечения указанного в договоре времени. На устройствах с привязкой к оператору вход в режим разработчика запрещён.

  1. OpenNews: Выпуск web-браузера Chrome 124
  2. OpenNews: Выпуск Chrome OS 123
  3. OpenNews: Google отключил поддержку io_uring в ChromeOS и Android из-за плачевного состояния безопасности
  4. OpenNews: В ChromeOS намечено разделение браузера и системного интерфейса
  5. OpenNews: Google продлил до 10 лет время поддержки устройств на базе ChromeOS
Обсуждение (59 –4) | Тип: Программы |
·05.05.2024 Выпуск загрузочных прошивок Libreboot 20240504 и Canoeboot 20240504 (50 +12)
  Представлен выпуск свободной загрузочной прошивки Libreboot 20240504, который получил статус стабильной версии (прошлый стабильный релиз был опубликован в июне 2023 года). Проект развивает готовую сборку проекта Coreboot, предоставляющую замену проприетарным прошивкам UEFI и BIOS, отвечающим за инициализации CPU, памяти, периферийных устройств и других компонентов оборудования, с минимизацией бинарных вставок.

Libreboot нацелен на формирование системного окружения, позволяющего обойтись без проприетарного ПО настолько, насколько это возможно, не только на уровне операционной системы, но и прошивки, обеспечивающей загрузку. Libreboot дополняет Coreboot средствами для упрощения применения конечными пользователями, формируя готовый дистрибутив, которым может воспользоваться любой пользователь, не имеющий специальных навыков.

В новом выпуске добавлена поддержка ноутбука Dell Latitude E5420 и решены проблемы с выходом из спящего режима S3 других поддерживаемых ноутбуков Dell Latitude. Для ноутбуков HP EliteBook 8560w решены проблемы с WiFi. Проведена работа по повышению стабильности и исправлению ошибок при работе с ранее поддерживаемыми платами. Включены изменения, накопленные за год в тестовых ветках Libreboot.

Загрузчик GRUB обновлён до версии 2.12 и расширен патчами для поддержки USB 3.0 и для использования хэшей argon2 при формировании ключей к шифрованным разделам LUKS2 (вместо PBKDF2). В SeaBIOS предоставлена возможность загрузки с накопителей NVMe SSD. В сборочной системе проведена оптимизация, нацеленная на снижение размера кода. Для прошивки образов Libreboot в материнские платы вместо утилиты flashrom задействован инструментарий flashprog.


Оборудование, поддерживаемое в Libreboot:

  • Серверные материнские платы:
    • ASUS KFSN4-DRE
    • ASUS KGPE-D16
  • Десктоп-системы:
    • Gigabyte GA-G41M-ES2L;
    • Acer G43T-AM3;
    • Intel D510MO / D410PT;
    • Apple iMac 5,2;
    • HP Elite 8200 SFF/MT;
    • HP Elite 8300 USDT;
    • ASUS KCMA-D8;
    • Dell Precision T1650.
    • Intel D945GCLF
    • Dell OptiPlex 7020 и 9020 серии SFF, XE2 SFF, MT и XE2 MT;
  • Ноутбуки:
    • ThinkPad X60 / X60S / X60 Tablet;
    • ThinkPad T60;
    • Lenovo ThinkPad X200 / X200S / X200 / X220 / X220 eDP / X230 Tablet;
    • Lenovo ThinkPad X301;
    • Lenovo ThinkPad R400;
    • Lenovo ThinkPad T400 / T400S / T420 / T420S / T430 / T440;
    • Lenovo ThinkPad T500 / T530;
    • Lenovo ThinkPad W530 / W541;
    • Lenovo ThinkPad R500;
    • HP EliteBook 2560p / 2570p / 2170p / 8470p / Folio 9470m;
    • HP EliteBook 820 G2;
    • HP Compaq Elite 8300 CMT;
    • HP EliteBook 8460p;
    • HP EliteBook 8560w;
    • Dell Latitute E6400 / E6430;
    • Dell Latitude E5420/E5520/E5530/E6520/E6530/E6420;
    • Apple MacBook1 и MacBook2;
    • ASUS Chromebook Flip C101 (ARM);
    • Samsung Chromebook Plus (ARM).

В дополнение к Libreboot сформирован выпуск проекта Canoeboot 20240504, который позиционируется как полностью свободная сборка Libreboot, соответствующая требованиям Фонда СПО к полностью свободным дистрибутивам. Выпуск Canoeboot основан на версии Libreboot 20240504, из которой удалены компоненты и изменения, не соответствующие критериям Фонда СПО.

Необходимость в создании отдельной сборки Libreboot объясняется тем, что сформированные Фондом СПО требования к свободным дистрибутивам не допускают поставку бинарных прошивок (firmware) и любых бинарных компонентов драйверов. При этом начиная с 2022 года проект Libreboot перешёл на более прагматичные правила использования бинарных компонентов, позволившие заметно расширить спектр поддерживаемого аппаратного обеспечения. Новой целью проекта Libreboot стала поддержка всего оборудования, поддерживаемого в coreboot, за исключением бинарных компонентов, влияющих на безопасность и надёжность (например, в Libreboot используется me_cleaner для отключения Intel ME). При таком подходе Libreboot потерял статус полностью свободного дистрибутива с позиции Фонда Свободного ПО.

Устройства, поддерживаемые в Canoeboot:

  1. OpenNews: Доступны загрузочные прошивки Coreboot 24.02 и Libreboot 20240225
  2. OpenNews: Выпуск загрузочной прошивки Libreboot 20240126
  3. OpenNews: Выпуск Coreboot 4.22
  4. OpenNews: Удалённая уязвимость в прослойке Shim, позволяющая обойти UEFI Secure Boot
  5. OpenNews: Опубликован Canoeboot, вариант дистрибутива Libreboot, отвечающий требованиям Фонда СПО
Обсуждение (50 +12) | Тип: Программы |
·05.05.2024 После многолетнего забвения опубликован минималистичный web-браузер Dillo 3.1 (144 +33)
  Опубликован релиз минималистичного web-браузера Dillo 3.1, написанного на языке С/C++ с использованием библиотеки FLTK. Браузер отличается небольшим размером (исполняемый файл около мегабайта при статической сборке) и минимальным потреблением памяти, при наличии графического интерфейса с поддержкой вкладок и закладок, поддержке HTTPS и базового набора web-стандартов (есть поддержка HTML 4.01 и CSS, но нет JavaScript). Функциональность Dillo может расширяться через плагины, например, имеются плагины для протоколов IPFS и Gemini. Код проекта распространяется в рамках лицензии GPLv3.

Прошлый значительный выпуск Dillo 3.0.0 был опубликован в 2011 году, а последнее корректирующее обновление 3.0.5 в 2015 году. В 2016 году умер один из ключевых разработчиков проекта, после чего в 2017 году разработка Dillo полностью остановилась, а в 2022 истёк срок оплаты за домен проекта и сайт dillo.org прекратил существование. В январе 2024 года предпринята попытка возрождения проекта, результаты которой представлены в составе Dillo 3.1. В 2023 году также было создано ответвление Dillo+ (Dillo-Plus), в которое были включены накопившиеся исправления (последнее изменение в Dillo-Plus было добавлено два месяца назад).

Основные изменения в Dillo 3.1:

  • Добавлена поддержка плавающих HTML-элементов и CSS-свойства "float".
  • Значительно улучшена и включена по умолчанию поддержка HTTPS. Для работы HTTPS могут использоваться библиотеки OpenSSL, LibreSSL и mbed TLS. Добавлена настройка "http_force_https" для принудительного проброса с HTTP на HTTPS.
  • Расширена поддержка CSS: для всех элементов добавлена поддержка атрибутов 'width' и 'height', реализованы свойства 'min-width', 'max-width', 'min-height' и 'max-height', добавлена поддержка 'display: inline-block'.
  • Добавлена поддержка HTML-тега "<main>" и расширена поддержка тега "<button>".
  • Переработаны виджеты.
  • Обеспечено сохранение коэффициента соотношения сторон для изображений, параметры разрешения которых заданы в процентах.
  • Добавлены настройки 'adjust_min_width' и 'adjust_table_min_width'.
  • Обеспечена приоритизация загрузки ресурсов (изображения загружаются с меньшим приоритетом).
  • Добавлена настройка http_persistent_conns и предоставлена возможность повторного использования установленных соединений HTTP.
  • Добавлена поддержка HTTP-заголовка Strict-Transport-Security, которую можно отключить при помощи настройки http_strict_transport_security в dillorc.
  • Добавлена настройка ui_tab_height для задания высоты кнопок вкладок.
  • Включена возможность переключения вкладок колесом мыши.
  • Улучшено определение документов XHTML.
  • Внедрена система непрерывной интеграции для тестирования сборок для Ubuntu, MacOS, FreeBSD и Windows (cygwin).
  • Добавлены автоматизированные тесты для проверки корректности отрисовки HTML.

  1. OpenNews: Релиз минималистичного web-браузера Dillo 3.0
  2. OpenNews: Новая версия браузера NetSurf 3.11
  3. OpenNews: Доступен web-браузер qutebrowser 3.0
  4. OpenNews: Представлен Fifth, минималистичный web-браузер с интерфейсом на основе FLTK
  5. OpenNews: Выпуск минималистичного web-браузера links 2.26
Обсуждение (144 +33) | Тип: Программы |
·04.05.2024 Для FreeBSD развивается новый графический инсталлятор. Отчёт FreeBSD за 1 квартал (227 +15)
  Организация FreeBSD Foundation ведёт разработку нового графического инсталлятора для FreeBSD, который призван сделать более удобным для новичков процесс установки и начальной настройки системы. Отмечается, что новый инсталлятор повысит привлекательность системы для пользователей, привыкших к графическим инсталляторам и воспринимающих текстовые интерфейсы как анахронизм. Кроме того, графический режим установки позволит сформировать более целостное окружение в сборках, использующих FreeBSD в качестве основы для запуска пользовательских окружений.

Для выполнения связанных с установкой процессов используются уже проверенные компоненты существующего инсталлятора bsdinstall, графический интерфейс в котором реализован через замену инструментария для построения консольных диалогов bsddialog на новый инструментарий gbsddialog, в котором задействованы диалоги и виджеты на базе библиотеки GTK.

Подобный подход позволяет реализовать возможность установки в графическом режиме, используя имеющуюся инфраструктуру инсталлятора bsdinstall и сохранив в нём возможность консольного режима установки. Аналогичная замена может быть произведена и для конфигуратора bsdconfig, который уже поддерживает опцию "-X" для создания простого графического интерфейса через вызов Xdialog (на базе GTK2) вместо bsddialog. Использование gbsddialog вместо Xdialog позволит получить более современное оформление интерфейса.

Рабочая реализация нового инсталлятора уже готова для тестирования, а необходимые для его интеграции в основной состав патчи предложены для рецензирования. Для включения в bsdinstall предложены переведённые на bsddialog интерфейсы для добавления пользователя, установки пароля администратора и выбора часового пояса, а также компоненты для выбора реализации утилиты dialog на основе значения переменной окружения $DIALOG и поддержки активации графического режима.

Примечательно, что проект GhostBSD (редакция FreeBSD с рабочим столом MATE) уже использует собственный графический инсталлятор, написанный на Python и PyGTK, но его перенос во FreeBSD не рассматривается, так как он потребует включения Python в качестве дополнительной зависимости, что приведёт к заметному увеличению размера установочного носителя. Несколько лет назад при поддержке FreeBSD Foundation также развивался прототип графического инсталлятора, написанного на языке Lua и реализованного в форме http-сервера, предоставляющего web-интерфейс, который открывается в однооконном режиме при помощи web-браузера.

Из других событий, упомянутых в отчёте FreeBSD за первый квартал 2024 года, можно отметить:

  • Ведётся работа по улучшению звукового стека. Реализована возможность отсоединения звуковых устройств в асинхронном режиме, что необходимо, например, для горячего отключения звуковых карт с интерфейсом USB. В планах реализация библиотеки oss, утилиты audio и утилиты для управления устройствами Bluetooth, а также расширение возможностей утилиты и библиотеки mixer.
  • Для Bhyve реализован фоновый процесс vmstated для управления виртуальными машинами и настройки связанных с ними сетевых подсистем и хранилищ. Добавлена утилита vmstatedctl для управления (запуска/остановки/проверки состояния) виртуальными машинами в стиле команды jail.
  • Инициатива по выносу в отдельную библиотеку libsys.so кода для обращения к системным вызовам, ранее присутствовавшего в libc.so и libpthread.so. Создание libsys.so позволит ограничить прямое обращение к системным вызовам только для заслуживающего доверия кода, абстрагировать доступ к системным вызовам для runtime языков программирования и улучшить поддержку инструментариев для ведения лога системных вызовов и повторного воспроизведения операций.
  • Для PackageKit развивается бэкенд для пакетного менеджера pkg, который позволит использовать для управления пакетам во FreeBSD типовые интерфейсы управления приложениями, использующими PackageKit, например, KDE Discover и GNOME Software Center.
  • Версия набора компиляторов GCC в портах обновлена до GCC 13.
  • Запущен совместный с AMD проект по созданию драйвера IOMMU для FreeBSD.
  • Ведётся портирование сетевого стека VPP (Vector Packet Processor) для FreeBSD.
  • Стартовал проект по реализации настраиваемых ограничений пропускной способности (rate limit) в OpenZFS, работающий по аналогии с дисковыми квотами, но в контексте ограничения числа операций чтения/записи и пропускной способности при чтении/записи.
  • Ведётся работа по стабилизации поддержки unionfs во FreeBSD.
  • План прекращения поддержки 32-разрядных платформ.
  • В порты добавлен KDE 6.

  1. OpenNews: Для FreeBSD развивается новый инсталлятор
  2. OpenNews: Во FreeBSD-CURRENT завершён переход на bsdinstall в качестве инсталлятора по умолчанию
  3. OpenNews: В дерево исходных текстов FreeBSD принят код альтернативного инсталлятора
  4. OpenNews: GUI альтернативного инсталлятора FreeBSD может быть переписан на Java
  5. OpenNews: Завершена первая стадия разработки нового инсталлятора FreeBSD
Обсуждение (227 +15) | Тип: К сведению |
·04.05.2024 Основатель QEMU и FFmpeg опубликовал звуковой кодек TSAC (125 +42)
  Французский математик Фабрис Беллар (Fabrice Bellard), основавший в своё время проекты QEMU, FFmpeg, BPG, QuickJS, TinyGL и TinyCC, опубликовал формат кодирования звука TSAC и связанный с ним инструментарий для сжатия и распаковки звуковых файлов. Формат ориентирован на передачу данных с очень низким битрейтом, например, 5.5 kb/s для моно и 7.5 kb/s для стерео, при сохранении приемлемого качества музыки и речи. Использование TSAC позволяет упаковать музыкальную композицию, длительностью 3.5 минут и с частотой дискретизации 44.1 kHz (стерео), в файл размером 192 КБ, который будет почти неотличим от оригинала на слух неискушённого обывателя. Заявлено, что наработки проекта распространяются под лицензией MIT, но исходный код на данный момент не предложен для загрузки.

В качестве основы при создании TSAC использован звуковой кодек Descript, который расширен для поддержки стереозвука и переведён на использование другой модели машинного обучения на базе нейронной сети с архитектурой "трансформер", позволившей увеличить степень сжатия за счёт реконструкции утерянных деталей с учётом модели человеческого слухового восприятия. Модель занимает около 200 МБ в сжатом виде и оформлена в детерминированной представлении, которое гарантирует получение одинакового результата независимо от используемых CPU/GPU и числа задействованных при вычислениях потоков.

Кодировщик может работать с использованием для вычислений только CPU (для ускорения поддерживаются инструкции AVX2), но для достижения высокой производительности рекомендуется задействовать GPU. В текущем виде может применяться API CUDA для ускорения с использованием GPU NVIDIA на базе микроархитектур Ampere, ADA и Hopper (RTX 3090, RTX 4090, RTX A6000, A100 и H100), имеющих как минимум 4 ГБ видеопамяти. Для преобразования звуковых файлов перед кодированием применяется FFmpeg.

original
stereo 6.21 kb/s
mono 4.71 kb/s
stereo 2.57 kb/s

Дополнительно можно отметить обновление развиваемой Белларом утилиты ts_zip, предназначенной для эффективного сжатия текстовых данных, используя механизм предсказания токенов на основе системы машинного обучения и большой языковой модели RWKV 169M v4. При сжатии архива википедии утилита ts_zip позволила сжать данные в 7.3 раза, а при сжатии кода ядра Linux 1.2 - в 7.8 раз. Для сравнения уровни сжатия при использовании утилиты xz составили 4.7 и 5.5 раз, соответственно. Ценой высокой эффективности сжатия является низкая скорость сжатия и большие требования к ресурсам (минимум 4 ГБ ОЗУ). На системе с GPU RTX 4090 производительность сжатия составляет примерно 1 MB/s.

  1. OpenNews: Facebook опубликовал звуковой кодек EnCodec, использующий машинное обучение
  2. OpenNews: Создатель QEMU и FFmpeg предложил новый формат изображений BPG
  3. OpenNews: Google опубликовал аудиокодек Lyra для передачи речи при плохом качестве связи
  4. OpenNews: Звуковому кодеку FLAC присвоен статус предложенного стандарта
  5. OpenNews: Доступен аудиокодек Opus 1.5
Обсуждение (125 +42) | Тип: К сведению |
·04.05.2024 Компания Nintendo добилась блокировки 8535 репозиториев с форками эмулятора Yuzu (60 –12)
  Компания Nintendo отправила в GitHub требование о блокировке 8535 репозиториев с форками эмулятора Yuzu. Требование отправлено на основании действующего в США Закона об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Проекты обвиняются в обходе технологий защиты, применяемых в приставках Nintendo Switch. В настоящее время GitHub уже выполнил требования Nintendo и заблокировал репозитории с форками Yuzu.

В приставках Nintendo для предотвращения запуска пиратских копий игр и защиты от копирования игр применяется шифрование содержимого прошивки и файлов с играми, используя криптографические ключи. Компания Nintendo владеет или управляет авторским правом на игры для своих приставок и отвечает за предоставление лицензий на распространение игр для своих устройств. Условия использования разрешают запуск игр исключительно только на своей игровой консоли и запрещают использование неавторизированных устройств.

Утверждается, что эмулятор Yuzu и ответвлённые от него репозитории нарушают права Nintendo, так как специально созданы для обхода методов технической защиты и используют в процессе работы незаконно полученные копии криптографических ключей для расшифровки игр и прошивок. Несмотря на то, что извлечение ключей для расшифровки игр ложится на пользователей и производится с использованием сторонних инструментов, сам факт расшифровки на стороне эмулятора воспринимается Nintendo как незаконный обход технических мер защиты, даже если пользователь использует ключи, извлечённые из собственной купленной копии (в условиях использования запрещено создание копий для запуска на других платформах).

Эмулятор Yuzu преподносился компанией Nintendo как инструмент для превращения персональных компьютеров в средство для массового нарушения интеллектуальной собственности. В своё время авторы эмулятора Yuzu имели неосторожность публично упоминать о том, что большинство пользователей эмулятора используют пиратские ключи, на сайте Yuzu имелись инструкции по извлечению ключей и говорилось о необходимости переноса некоторых файлов со взломанной приставки, что использовалось Nintendo как повод для обвинения проекта в потворстве пиратству и несанкционированному копированию игр. После подачи судебного иска разработчики Yuzu согласились на мировое соглашение, подразумевающее закрытие проекта и выплату Nintendo компенсации в 2.4 млн долларов.

  1. OpenNews: GitLab заблокировал репозиторий эмулятора Suyu
  2. OpenNews: Разработчики Yuzu согласились закрыть проект и выплатить Nintendo компенсацию в 2.4 млн долларов
  3. OpenNews: Компания Nintendo подала в суд иск против разработчиков эмулятора Yuzu
  4. OpenNews: Nintendo добилась удаления эмулятора Dolphin из каталога Steam
  5. OpenNews: Nintendo потребовала заблокировать проект Lockpick, что остановило разработку эмулятора Skyline Switch
Обсуждение (60 –12) | Тип: Тема для размышления |
·03.05.2024 Выпуск языка программирования Mojo 24.3 (46 +7)
  Опубликован выпуск инструментария языка программирования Mojo 24.3, позволяющего компилировать проекты на локальной системе. В состав включены компоненты, необходимые для разработки приложений на языке Mojo, включая компилятор, runtime, интерактивную REPL-оболочку для сборки и запуска программ, отладчик, дополнение к редактору кода Visual Studio Code (VS Code) с поддержкой автодополнения ввода, форматирования кода и подсветки синтаксиса, модуль для интеграции с Jupyter для сборки и запуска Mojo notebook. Исходные тексты стандартной библиотеки Mojo открыты под лицензией Apache 2.0 c исключениями от проекта LLVM, допускающими смешивание с кодом под лицензией GPLv2. Исходный код компилятора планируют открыть после завершения проектирования внутренней архитектуры.

Одновременно сформирован выпуск движка MAX Engine 24.3, предлагающего платформу для разработок в области машинного обучения. MAX Engine дополняет инструментарий Mojo средствами для разработки и отладки приложений, использующих модели машинного обучения в различных форматах (TensorFlow, PyTorch, ONNX и т.п.). Сборки Mojo SDK и MAX Engine подготовлены для платформы Linux и macOS.

Среди изменений в Mojo 24.3:

  • В модули для работы с коллекциями (List, Dict, Set и Tuple) добавлены возможности, делающие их более привычные пользователям, знакомым с языком программирования Python. В тип List добавлены методы, повторяющие Python API, такие как pop(index), resize(new_size) и insert(index, value).
  • В тип Dict добавлен метод update() для обновления ключа/значения из другого Dict.
  • В типе Tuple обеспечена работа с хранящимися только в памяти типами, такими как String, что позволяет указывать "x = tup[1]" вместо "x = tup.get[1, Int]()" и присваивать значения через "tup[1] = x".
  • В типе Set реализована поддержка именованных методов, которые можно использовать вместо операторов: difference() вместо "-", difference_update() вместо "-=", intersection_update() вместо "&=" и update() вместо "|=".
  • Добавлена функция reversed(), позволяющая поменять порядок следования элементов на обратный. Функция reversed() может применяться с List, Dict и любыми типами, поддерживающими диапазоны значений.
    
       var numbers = List(1, 2, 3, 4, 5)
       for number in reversed(numbers):
           print(number)
    
  • Реализован типаж Boolable, возвращающий для переменных с типами Dict, List и Set значение True, если они содержат хотя бы один элемент.
  • Улучшена поддержка вариативных аргументов. Предоставлена возможность определения функций, содержащих одновременно как необязательные, так и вариативные аргументы.
    
       fn variadic_arg_after_default(
         a: Int, b: Int = 3, *args: Int, c: Int, d: Int = 1, **kwargs: Int
       ): ...
    
  • Добавлены функции __source_location() и __call_location() для определения местоположения (номер строки в исходных текстах) вызовов функций и кода.
  • В метод FileHandle.seek() по аналогии с языком Python добавлена поддержка аргумента "whence".
  • Тип AnyPointer переименован в UnsafePointer. Добавлена возможность инициализации UnsafePointer из напрямую из ссылки с типом Reference ("UnsafePointer(someRef)"). Для работы с указателями UnsafePointer добавлены функции initialize_pointee_copy, initialize_pointee_move, move_from_pointee() и move_pointee.

Язык Mojo развивается под руководством Криса Латнера (Chris Lattner), основателя и главного архитектора проекта LLVM и создателя языка программирования Swift. Синтаксис Mojo основан на языке Python, а система типов близка к C/C++. Проект преподносится как язык общего назначения, расширяющий возможности языка Python средствами системного программирования, подходящий для широкого круга задач и сочетающий простоту применения для исследовательских разработок и быстрого создания прототипов с пригодностью для формирования высокопроизводительных конечных продуктов.

Простота достигается благодаря использованию привычного синтаксиса языка Python, а разработке конечных продуктов способствуют возможность компиляции в машинный код, механизмы безопасной работы с памятью и задействование средств для аппаратного ускорения вычислений. Для достижения высокой производительности поддерживается распараллеливание вычислений с задействованием всех имеющихся в системе аппаратных ресурсов гетерогенных систем, таких как GPU, специализированные ускорители для машинного обучения и векторные процессорные инструкции (SIMD). При интенсивных вычислениях распараллеливание и задействование всех вычислительных ресурсов даёт возможность добиться производительности, превосходящей приложения на C/C++.

Язык поддерживает статическую типизацию и средства для безопасной низкоуровневой работы с памятью, напоминающие возможности языка Rust, такие как отслеживание времени жизни ссылок и проверка заимствования переменных (borrow checker). При этом в языке доступны и возможности для низкоуровневой работы, например, возможно прямое обращение к памяти в режиме unsafe с использованием типа Pointer, вызов отдельных SIMD-инструкций или доступ к аппаратным расширениям, таким как TensorCores и AMX.

Mojo может использоваться как в режиме интерпретации с использованием JIT, так и для компиляции в исполняемые файлы (AOT, ahead-of-time). В компилятор встроены современные технологии автоматической оптимизации, кэширования и распределённой компиляции. Исходный код на языке Mojo преобразуются в низкоуровневый промежуточный код MLIR (Multi-Level Intermediate Representation), развиваемый проектом LLVM. Компилятор позволяет применять для генерации машинного кода различные бэкенды, поддерживающие MLIR.

  1. OpenNews: Открытие стандартной библиотеки языка Mojo. Обновление инструментария Mojo 24.2
  2. OpenNews: Обновление инструментария для языка программирования Mojo
  3. OpenNews: Доступен для тестирования инструментарий для языка программирования Mojo
  4. OpenNews: Создатель LLVM развивает новый язык программирования Mojo
  5. OpenNews: Сотрудник Google развивает язык программирования Carbon, нацеленный на замену C++
Обсуждение (46 +7) | Тип: Программы |
·02.05.2024 Выпуск Rust 1.78. Язык Borgo, сочетающий сильные стороны Go и Rust (159 +18)
  Опубликован релиз языка программирования общего назначения Rust 1.78, основанного проектом Mozilla, но ныне развиваемого под покровительством независимой некоммерческой организации Rust Foundation. Язык сфокусирован на безопасной работе с памятью и предоставляет средства для достижения высокого параллелизма выполнения заданий, при этом обходясь без использования сборщика мусора и runtime (runtime сводится к базовой инициализации и сопровождению стандартной библиотеки).

Методы работы с памятью в Rust избавляют разработчика от ошибок при манипулировании указателями и защищают от проблем, возникающих из-за низкоуровневой работы с памятью, таких как обращение к области памяти после её освобождения, разыменование нулевых указателей, выход за границы буфера и т.п. Для распространения библиотек, обеспечения сборки и управления зависимостями проектом развивается пакетный менеджер Cargo. Для размещения библиотек поддерживается репозиторий crates.io.

Безопасная работа с памятью обеспечивается в Rust во время компиляции через проверку ссылок, отслеживание владения объектами, учёт времени жизни объектов (области видимости) и оценку корректности доступа к памяти во время выполнения кода. Rust также предоставляет средства для защиты от целочисленных переполнений, требует обязательной инициализации значений переменных перед использованием, лучше обрабатывает ошибки в стандартной библиотеке, применяет концепцию неизменяемости (immutable) ссылок и переменных по умолчанию, предлагает сильную статическую типизацию для минимизации логических ошибок.

Основные новшества:

  • Предложено новое пространство имён атрибутов "#[diagnostic]", предоставляющее средства для влияния на выдаваемые компилятором сообщения об ошибках. Первым в новом пространстве реализован атрибут "#[diagnostic::on_unimplemented]", который может использоваться для настройки сообщений об ошибках, выдаваемых в ситуации, когда требуется использовать типаж, который не реализован для типа.
    
       #[diagnostic::on_unimplemented(
           message = "My Message for `ImportantTrait<{A}>` is not implemented for `{Self}`",
           label = "My Label",
           note = "Note 1",
           note = "Note 2"
       )]
       trait ImportantTrait<A> {}
    
       fn use_my_trait(_: impl ImportantTrait<i32>) {}
    
       fn main() {
           use_my_trait(String::new());
       }
    
       error[E0277]: My Message for `ImportantTrait<i32>` is not implemented for `String`
      --> src/main.rs:12:18
       |
    12 |     use_my_trait(String::new());
       |     ------------ ^^^^^^^^^^^^^ My Label
       |     |
       |     required by a bound introduced by this call
       |
       = help: the trait `ImportantTrait<i32>` is not implemented for `String`
       = note: Note 1
       = note: Note 2
    
  • Предварительные assert-проверки, применяемые к unsafe-функциями, теперь могут откладываться до стадии генерации кода, что позволяет выполнять данные проверки без необходимости сборки стандартной библиотеки в режиме "#[cfg(debug_assertions)]". Для срабатывания проверок теперь достаточно включения отладочных assert-ов для тестовых или отладочных сборок своего кода.
  • Поведение функций в стандартной библиотеке, влияющих на выравнивание указателей и срезов (slice), теперь предсказуемо во время выполнения и зависит от входных данных. Функция pointer::align_offset, вычисляющая смещение для выравнивания указателя, теперь возвращает usize::MAX только при невозможности выполнения операции. Функции slice::align_to и slice::align_to_mut both, преобразующие срезы в представление с выровненным средним срезом и исходными начальным и конечным срезами, теперь всегда возвращают самую большую среднюю часть.
  • В разряд стабильных переведены:
  • Функция Barrier::new() стабилизирована для использования с признаком "const" в любом контексте вместо констант.
  • Для целевых платформ x86_64-pc-windows-msvc, i686-pc-windows-msvc, x86_64-pc-windows-gnu, i686-pc-windows-gnu, x86_64-pc-windows-gnullvm и i686-pc-windows-gnullvm теперь требуется как минимум версия Windows 10.
  • Реализован третий уровень поддержки для платформ wasm32-wasip2, arm64ec-pc-windows-msvc, armv8r-none-eabihf и loongarch64-unknown-linux-musl. Третий уровень подразумевает базовую поддержку, но без автоматизированного тестирования, публикации официальных сборок и проверки возможности сборки кода.
  • Реализован второй уровень поддержки целевой платформы Add wasm32-wasip1. Второй уровень поддержки подразумевает гарантию сборки.
  • Платформа wasm32-wasi-preview1-threads переименована в wasm32-wasip1-threads.
  • Компилятор переведён на использование LLVM 18. При использовании LLVM 18 для архитектур x86-32 и x86-64 изменён ABI, связанный с типами u128 и i128.
  • В пакетном менеджере Cargo стабилизирована 4 версия файлов-блокировок (lockfile v4).
  • В Cargo cтабилизирован глобальный кэш с информацией о последнем использовании данных. Кэш размещается в файле $CARGO_HOME/.global-cache при помощи SQLite, обновляется автоматически и отражает последние изменения, связанные с индексом, crate-файлом, каталогом с кодом, git clone и git checkout.



Дополнительно можно отметить язык программирования Borgo, который пытается быть более выразительным, чем язык Go, но менее сложным, чем язык Rust. Borgo комбинирует лучшие черты Go и Rust, восполняя недостатки каждого из языков. Например, язык Go прост и понятен, но не предоставляет расширенных средств для обеспечения безопасности при работе с типами. Язык Rust предоставляет средства для безопасного программирования, но переусложнён. Проект развивает Marco Sampellegrini, автор книги "The Simple Haskell Handbook" и разработчик системы непрерывной интеграции Quad CI.

В Borgo используется статическая типизация, аналогичные языку Go типы и синтаксис, похожий на Rust. Указание точек с запятой в конце строк в коде на Borgo не является обязательным. Код на языке Borgo компилируется в представление на языке Go, которое полностью совместимо с существующими пакетами для языка Go. Код компилятора написан на языке Rust и распространяется под лицензией ISC.


use fmt

enum NetworkState<T> {
    Loading,
    Failed(int),
    Success(T),
}

struct Response {
    title: string,
    duration: int,
}

fn main() {
    let res = Response {
        title: "Hello world",
        duration: 0,
    }

    let state = NetworkState.Success(res)

    let msg = match state {
        NetworkState.Loading => "still loading",
        NetworkState.Failed(code) => fmt.Sprintf("Got error code: %d", code),
        NetworkState.Success(res) => res.title,
    }

    fmt.Println(msg)
}

  1. OpenNews: Выпуск языка программирования Rust 1.77
  2. OpenNews: Проект по интеграции с Qt web-движка Servo, развиваемого на языке Rust
  3. OpenNews: Проект по реализации zlib на языке Rust
  4. OpenNews: В Thunderbird добавят реализацию протокола Microsoft Exchange на языке Rust
  5. OpenNews: Red Hat представил Nova, драйвер для GPU NVIDIA, написанный на языке Rust
Обсуждение (159 +18) | Тип: Программы |
·02.05.2024 Компания Valve выпустила Proton 9.0, пакет для запуска Windows-игр в Linux (90 +39)
  Компания Valve опубликовала стабильный релиз проекта Proton 9.0, основанного на кодовой базе проекта Wine и нацеленного на обеспечение запуска в Linux игровых приложений, созданных для Windows и представленных в каталоге Steam. Наработки проекта распространяются под лицензией BSD.

Proton позволяет напрямую запускать в Linux-клиенте Steam игровые приложения, поставляемые только для Windows. Пакет включает в себя реализацию DirectX 9/10/11 (на базе пакета DXVK) и DirectX 12 (на базе vkd3d-proton), работающие через трансляцию вызовов DirectX в API Vulkan, предоставляет улучшенную поддержку игровых контроллеров и возможность использования полноэкранного режима независимо от поддерживаемых в играх разрешений экрана. Для увеличения производительности многопоточных игр поддерживаются механизмы "esync" (Eventfd Synchronization) и "futex/fsync".

Среди изменений в новой версии Proton:

  • Выполнена синхронизация с выпуском Wine 9.0. Из Proton в upstream перенесены накопившиеся специфичные патчи, которые теперь входят в основной состав Wine.
  • До версии 2.3 обновлена прослойка DXVK, транслирующая вызовы в API Vulkan.
  • VKD3D-Proton, ответвление от vkd3d, созданное Valve для улучшения поддержки Direct3D 12 в Proton, обновлено до версии 2.11.1.
  • Пакет Dxvk-nvapi с реализацией библиотеки NVAPI поверх DXVK обновлён до версии 0.6.4.
  • Добавлена поддержка Steamworks SDK 1.59.
  • Добавлена поддержка игр:

    • Aisling and the Tavern of Elves
    • Bloody Walls
    • Command & Conquer: Red Alert 2 и Yuri’s Revenge
    • Command & Conquer Tiberian Sun и Firestorm
    • Dinogen Online
    • George McGeehan Gamer Hero
    • Insanity's Blade
    • Lord of the Rings: Gollum
    • Photography Simulator Demo
    • Road to Vostok Demo
    • Snares of Ruin 2
    • Sonic Colors: Ultimate
    • The Finals
    • True Reporter. Mystery of Mistwood
    • WITCH ON THE HOLY NIGHT
  • Обеспечена возможность использования многоядерных CPU в играх:

    • Far Cry 2
    • Far Cry 4
    • Lara Croft and the Guardian of Light
    • Outcast - Second Contact
    • Prototype
    • The Witcher 2: Assassins of Kings Enhanced Edition
    • Warhammer 40,000: Space Marine
    • Warhammer 40,000: Dawn of War II
    • Warhammer 40,000: Dawn of War II - Chaos Rising
    • Warhammer 40,000: Dawn of War II - Retribution
  • Pешены проблемы при запуске игр:

    • Airborne Kingdom
    • Bayonetta
    • BIOMUTANT
    • Brawhalla
    • Carmageddon: Max Damage
    • Command & Conquer Red Alert
    • Disaster Report 4: Summer Memories
    • Doom Eternal
    • DayZ
    • Escape from Monkey Island
    • Fantastic Danmaku Festival Part I/II
    • Final Fantasy XIV
    • Greek Wars
    • Harvestella
    • KING OF FIGHTERS XV
    • Last Of Us Part I
    • Lethal Company
    • Lords of the Fallen
    • Risk of Rain 2
    • Phasmophobia
    • Savant - Ascent REMIX
    • Sea of Thieves
    • Super Robot Wars 30
    • The Last Game
    • Trove
    • Wayfinder

  1. OpenNews: Компания Valve выпустила Proton 8.0-5, пакет для запуска Windows-игр в Linux
  2. OpenNews: Компания Valve выпустила Proton 8.0, пакет для запуска Windows-игр в Linux
  3. OpenNews: Стабильный релиз Wine 9.0
  4. OpenNews: Выпуск Wine 9.7
Обсуждение (90 +39) | Тип: Программы |
·02.05.2024 Релиз дистрибутива Red Hat Enterprise Linux 9.4 (133 +5)
  Компания Red Hat опубликовала релиз дистрибутива Red Hat Enterprise Linux 9.4. Готовые установочные образы доступны для зарегистрированных пользователей Red Hat Customer Portal (для оценки функциональности также можно использовать iso-образы CentOS Stream 9 и бесплатные сборки RHEL для разработчиков). Выпуск сформирован для архитектур x86_64, s390x (IBM System z), ppc64le и Aarch64 (ARM64).

Ветка RHEL 9 развивается с более открытым процессом разработки и использует в качестве основы пакетную базу CentOS Stream 9. CentOS Stream позиционируется как upstream-проект для RHEL, дающий возможность сторонним участникам контролировать подготовку пакетов для RHEL, предлагать свои изменения и влиять на принимаемые решения. В соответствии с 10-летним циклом поддержки дистрибутива RHEL 9 будет сопровождаться до 2032 года.

Исходные тексты rpm-пакетов RHEL 9.4 не размещены в публичном репозитории git.centos.org и предоставляются клиентам компании только через закрытый раздел сайта, на котором действует пользовательское соглашение (EULA), запрещающее редистрибуцию данных, что не позволяет использовать эти пакеты для создания производных дистрибутивов. Исходные тексты остаются доступны в репозитории CentOS Stream, но он полностью не синхронизирован с RHEL и в нём не всегда самые свежие версии пакетов совпадают с пакетами из RHEL. Rocky Linux, Oracle и SUSE воспроизводят исходные тексты rpm-пакетов релизов RHEL в рамках проекта OpenELA.

Ключевые изменения в RHEL 9.4:

  • Обеспечена полная поддержка технологии создания изолированных анклавов Intel SGX (Software Guard Extensions). Поддерживаются версии SGX 1 и 2, позволяющие использовать механизмы FLC (Flexible Launch Control) и EDMM (Enclave Dynamic Memory Management) для изменения прав доступа к отдельным страницам памяти анклава, динамического добавления/удаления страниц памяти к анклаву и расширения анклава.
  • В разряд стабильных переведён драйвер IDXD (Data Streaming Accelerator) для задействования ускорителей передачи данных, встроенных в CPU Intel. Ранее SGX и IDXD были отнесены к экспериментальным возможностям (Technology Preview).
  • Реализация подсистемы eBPF синхронизирована с ядром Linux 6.6 (в прошлом выпуске использовалась реализация eBPF из ядра Linux 6.3).
  • В загрузчик GRUB и прослойку shim добавлена возможность применения механизмов защиты памяти DEP (Data Execution Prevention), NX (No Execute) и XD (Execute Disable) для запрета исполнения инструкций в определённых областях памяти на стадии до начала загрузки системы.
  • В состав включены новые версии компиляторов и инструментов для разработчиков: GCC Toolset 13, LLVM Toolset 17.0.6, Rust Toolset 1.75.1 и Go Toolset 1.21.7.
  • Добавлены отдельные пакеты (Application Streams) c новыми версиями Python 3.12, Ruby 3.3, PHP 8.2, nginx 1.24, MariaDB 10.11, PostgreSQL 16.
  • Обновлены версии Git 2.43.0, Git LFS 3.4.1, Valgrind 3.22, SystemTap 5.0, elfutils 0.190, cmake 3.26. Добавлены новые пакеты maven-openjdk21 и libzip-tools.
  • Обновлены пакеты, связанные с безопасностью: GnuTLS 3.8.3, nettle 3.9.1, p11-kit 0.25.3, libkcapi 1.4.0, stunnel 5.71, audit 3.1.2, SSG (SCAP Security Guide) 0.1.72, openCryptoki 3.22.0, ipa 4.11.
  • Обновлены серверные и системные пакеты: chrony 4.5, linuxptp 4.2, Rsyslog 8.2310, iptables 1.8.10, nftables 1.0.9, firewalld 1.3, stratis-cli 3.6.0, boom 1.6.0, 389-ds-base 2.4.5, samba 4.19.4, Podman 4.9.
  • Работающий в пространстве пользователя инструментарий SELinux (libsepol, libselinux, libsemanage, policycoreutils, checkpolicy, mcstrans) обновлён до версии 3.6, в которой в язык CIL (Common Intermediate Language) добавлена поддержка правил "deny" и ключевых слов "notself" и "other". Добавлен исполняемый файл getpolicyload для отображения числа перезагрузок правил SELinux. Под защиту SELinux переведены сервисы nvme-stas, rust-afterburn, rust-coreos-installer и bootc, которые раньше выполнялись в режиме unconfined_service_t. Добавлены правила SELinux для SAP HANA. Добавлен новый сервис chronyd-restricted, защищённый при помощи SELinux. Добавлен пакет grafana-selinux для запуска grafana с защитой SELinux.
  • Регистратор и верификатор Keylime, применяемые для подтверждения подлинности и непрерывного отслеживания целостности внешних систем, теперь можно запустить внутри контейнеров, изолированных от основной системы.
  • В системе ведения логов Rsyslog предоставлена возможность изменения настроек шифрования для TLS/SSL и добавлены дополнительные опции для сброса привилегий.
  • В OpenSSL предоставлена возможность размещения файлов с настройками TLS в отдельном каталоге /etc/pki/tls/openssl.d, что позволяет переопределить параметры дополнительных криптографических модулей без изменения основного файла конфигурации OpenSSL.
  • В SSSD (System Security Services Daemon) предоставлена возможность включения и настройки беспарольной аутентификации, используя датчики биометрических данных, поддерживающие спецификацию FIDO2, например, устройства YubiKey.
  • Добавлена экспериментальная команда "podman build farm" для создания образов контейнеров сразу для нескольких архитектур. В Podman добавлена полная поддержка бэкенда на базе SQLite и предоставлена возможность использования модулей containers.conf для выборочной загрузки настроек. В Containerfile разрешены многострочные инструкции HereDoc. Объявлен устаревшим сетевой стек CNI (Container Network Interface). При помощи команды "podman machine" реализована возможность проброса USB-устройств в виртуальные машины QEMU.
  • В IdM (Identity Management) предоставлена возможность включения обязательной двухфакторной аутентификации LDAP-клиентов, используя одноразовые пароли (OTP). Стабилизирован API IdM, который раньше преподносился как экспериментальный. В 389 Directory Server добавлена поддержка протокола HAProxy, что позволяет корректно определять IP-адреса клиентов, подключающихся через прокси.
  • В сборщике образов RHEL предоставлена возможность указания произвольных точек монтирования и создания различных режимов разбивки на разделы (auto-lvm, lvm, raw).
  • До версии 1.0.0 обновлена реализация протокола synce4l, обеспечивающего поддержку технологии синхронизации частоты SyncE (Synchronous Ethernet), поддерживаемой в некоторых сетевых картах и сетевых коммутаторах, и позволяющей повысить эффективность обмена данными в приложениях RAN (Radio Access Network) за счёт более точной синхронизации времени. Добавлена поддержка предоставляемого ядром интерфейса DPLL (Digital Phase Locked Loop).
  • В подсистему nftables перенесена возможность проверки полей внутренних заголовков пакетов, передаваемых через туннели. В утилиту nft добавлена возможность использования команды "nft reset" для сброса состояний правил nftables, таких как счётчики пакетов и значения квот. В firewalld прекращено удаление правил, добавленных через iptables, если в firewalld используется бэкенд nftables и отсутствуют правила, созданные с опцией "--direct".
  • В утилиту ss, входящую в пакет iproute2, добавлена опция "--bound-inactive" для отображения неактивных сетевых сокетов TCP, которые прикреплены к IP-адресу и сетевому порту (выполнен вызов bind), но не соединены (вызов connect) или не переведены в режим ожидания соединения (вызов listen).
  • В NetworkManager добавлена возможность изменения числа каналов (очередей пакетов, привязанных к обработчикам прерываний) для сетевых интерфейсов и настройки режима SwitchDev, позволяющего делегировать операции по перенаправлению кадров и обработке сетевых пакетов специализированным аппаратным чипам. Добавлена поддержка сетевых интерфейсов MACsec. Для беспроводных соединений предоставлена возможность назначения отдельного постоянного MAC-адреса (режим stable-ssid).
  • В Nmstate обеспечено создание YAML-файла для возврата к прошлому состоянию настроек. Для управления приоритетами в агрегированных сетевых интерфейсах (bond) добавлено свойство priority. Добавлены дополнительные атрибуты для VLAN: registration-protocol, mvrp, reorder-headers и loose-binding. Предоставлена возможность настройки тегов VLAN на сетевых устройствах с поддержкой SR-IOV (Single Root I/O Virtualization).
  • Возвращён модуль ядра с реализацией алгоритма контроля перегрузки TCP Illinois, который в среднем позволяет добиться большей пропускной способности и более справедливого распределения ресурсов.
  • Расширены возможности утилит rteval, rtla и cyclicdeadline. В rteval добавлена возможность использования префиксов "+" и "-" для прикрепления и открепления ядер CPU из списка отслеживаемых ядер (measurement-cpulist). Утилита rtla обновлена до состояния, соответствующего ядру Linux 6.6. Добавлена опция "rtla -C" для прикрепления к потокам дополнительных cgroup. В утилиту cyclicdeadline добавлена возможность визуализации задержек в виде гистограммы.
  • Добавлена возможность задания максимального размера ФС при динамическом увеличении размера ФС сервисом stratisd, что позволяет избежать проседания производительности после неконтролируемого увеличения размера XFS.
  • В утилиту lvconvert добавлена поддержка преобразования стандартных логических томов (LV) в вариант, допускающий динамическое выделение места в хранилище (thin provisioning).
  • В multipathd добавлена поддержка обработки событий FPIN-Li (Fabric Performance Impact Notification) для оптимизации доступа к накопителям NVMe. В секцию используемых по умолчанию настроек в multipath.conf добавлены параметры max_retries и auto_resize. Для Device-mapper-multipath добавлены настойки для использования массива HPE Alletra 9000 NVMeFC и поддержки режима ANA (Asymmetric Namespace Access) в NVMeoFC.
  • В разряд стабильных переведена возможность загрузки c адаптеров NVMe/FC (Non-volatile Memory Express (NVMe) over Fibre Channel).
  • В web console упрощено управление хранилищами и изменение размера разделов. Добавлена поддержка генерации shell-скриптов и сценариев Ansible для настройки kdump. В секции Virtual Machines реализована возможность добавления открытых ключей SSH и подключения уже отформатированных блочных устройств. Для подключения к виртуальным машинам вместо протокола SPICE задействован VNC.
  • Добавлены новые системные роли для запуска, управления и настройки fapolicyd и Microsoft SQL Server 2022. Добавлена роль snapshot для создания и управления снапшотами LVM. В роль sshd добавлена возможность аутентификации по сертификатам.
  • Стабилизирована поддержка виртуализации на системах ARM64 с использованием гипервизора KVM.
  • Добавлена поддержка миграции виртуальных машин в режиме Multi-FD (multiple file descriptors), при котором при переносе виртуальной машины устанавливается несколько параллельных соединений, что позволяет ускорить передачу данных при наличии высокоскоростного сетевого соединения (20 Gbps и выше).
  • Повышена производительность live-миграции в режиме Postcopy, при котором виртуальное окружение запускается почти сразу, а все недостающие данные подгружаются при обращении к не скопированным страницам памяти.
  • Добавлена утилита toolbx, позволяющая запустить дополнительное изолированное окружение, которое может быть обустроено произвольным образом при помощи обычного пакетного менеджера DNF и использоваться для установки экспериментальных пакетов без влияния на основную систему.
  • Добавлена поддержка параметров командной строки ядра Linux: accept_memory, ia32_emulation, arm64.nomops, cgroup_favordynmods, early_page_ext, fw_devlink.sync_state, kunit.enable, mtrr=debug, rcupdate.rcu_cpu_stall_cputime, rcupdate.rcu_exp_stall_task_details, spec_rstack_overflow и workqueue.unbound_cpus.
  • Добавлены новые параметры sysctl: io_uring_group и numa_balancing_promote_rate_limit_MBps.
  • Использование механизма io_uring по умолчанию запрещено для всех процессов (sysctl io_uring_disabled=2).
  • Расширена поддержка оборудования. Добавлены драйверы для поддержки технологий Intel QuickAssist Technology, Intel TPMI, Intel Uncore Frequency, AMD HSMP, AMD XCP, AMD Platform Management и Mellanox PMC. Добавлен драйвер octeon_ep для контроллеров Marvell Octeon PCIe Endpoint Network Interface Controller.
  • Продолжено предоставление экспериментальной (Technology Preview) поддержки:
    • VPN WireGuard,
    • kTLS (TLS на уровне ядра),
    • интерфейса асинхронного ввода/вывода io_uring,
    • DAX (Direct Access) для ext4 и XFS,
    • AMD SEV и SEV-ES в гипервизоре KVM,
    • сервиса systemd-resolved,
    • механизма Sigstore для верификации контейнеров по цифровым подписям,
    • протоколов PRP (Parallel Redundancy Protocol) и HSR (High-availability Seamless Redundancy),
    • аппаратного ускорения IPsec через вынос операций инкапсуляции пакетов на сторону сетевой карты,
    • протокола управления сертификатами ACME, применяемого в Let's Encrypt,
    • SRv6 (Segment Routing over IPv6,
    • пакета с графическим редактором GIMP 2.99.8,
    • настройки MPTCP (Multipath TCP) через NetworkManager,
    • DNSSEC в IdM,
    • virtio-mem,
    • Socket API для TuneD,
    • Soft-iWARP (Internet Wide-area RDMA Protocol),
    • GNOME для ARM64 и IBM Z.

  1. OpenNews: Изменения в подготовке промежуточных выпусков Red Hat Enterprise Linux
  2. OpenNews: Релиз дистрибутива Red Hat Enterprise Linux 9.3
  3. OpenNews: Релиз дистрибутива Red Hat Enterprise Linux 8.9
  4. OpenNews: CentOS Stream станет единственным публичным источником кода пакетов RHEL
  5. OpenNews: Компания Intel присоединилась к разработке CentOS Stream
Обсуждение (133 +5) | Тип: Программы | Интересно
·01.05.2024 Опубликована платформа OpenSilver 2.2, продолжающая развитие технологии Silverlight (41 +8)
  Опубликован выпуск проекта OpenSilver 2.2, продолжающего развитие платформы Silverlight и позволяющего создавать интерактивные web-приложения при помощи технологий C#, F#, XAML и .NET. Скомпилированные при помощи OpenSilver приложения Silverlight могут работать в любых настольных и мобильных браузерах с поддержкой WebAssembly, но компиляция пока возможна только в Windows с использованием среды Visual Studio. Код проекта написан на языке C# и распространяется под лицензией MIT.

В 2021 компания Microsoft прекратила разработку и сопровождение платформы Silverlight в пользу применения стандартных Web-технологий. Изначально проект OpenSilver был нацелен на предоставление инструментария для продления жизни существующих Silverlight-приложений в условиях отказа от сопровождения платформы компанией Microsoft и прекращения поддержки плагинов в браузерах. В OpenSilver поддерживаются все основные возможности движка Silverlight, включая полную поддержку языков C# и XAML, а также реализацию большей части API платформы, достаточную для использования таких C#-библиотек, как Telerik UI, WCF RIA Services, PRISM и MEF.

В текущем виде OpenSilver уже вышел за рамки прослойки для продления жизни Silverlight и может рассматриваться как самостоятельная платформа для создания новых приложений. Например, проектом развивается среда разработки (дополнение к Visual Studio), обеспечивается поддержка новых версий языка C# и платформы .NET, предоставляется совместимость с библиотеками на языке JavaScript.

В качестве основы OpenSilver задействован код открытых проектов Mono (mono-wasm) и Microsoft Blazor (часть ASP.NET Core), а для выполнения в браузере применяется компиляция приложений в промежуточный код WebAssembly. OpenSilver продолжает развитие проекта CSHTML5, позволяющего компилировать приложения C#/XAML/.NET в представление на языке JavaScript, пригодное для запуска в браузере, и расширяет его кодовую базу возможностями для компиляции C#/XAML/.NET в WebAssembly, а не в JavaScript.

В новой версии OpenSilver добавлены компоненты для обеспечения совместимости с приложениями, разработанными при помощи среды визуального проектирования Visual Studio LightSwitch. После прекращения поддержки плагина Silverlight пользователи подобных программ были вынуждены либо заменить эти приложения, либо полагаться на использование Silverlight в режиме IE, предоставляемом в некоторых версиях Windows, сохранение поддержки которого в будущих обновлениях Windows не гарантируется. Реализованные в OpenSilver 2.2 компоненты дают возможность избавиться от зависимости от IE и выполнять LightSwitch-приложения в современных web-браузерах.

Работа в современных браузерах обеспечивается через компиляцию LightSwitch-приложений в представление, использующее актуальные технологии, такие как HTML5 и WebAssembly, поддерживаемые во всех браузерах, включая Edge, Chrome, Firefox, Safari и Opera, и не требующих установки плагинов. В текущем виде пока предоставляется только runtime-окружение для запуска приложений LightSwitch, без возможности создания программ в визуальном редакторе кода Visual Studio LightSwitch. В будущих выпусках OpenSilver намечено предоставление средств разработки, поддерживающих разные платформы. В частности, запланировано создание системы визуального проектирования интерфейса XAML UI Designer, обеспечение интеграции с платформой .NET MAUI для создания программ для iOS, Android, macOS, Linux и Windows, а также реализация поддержки XAML Hot Reload, CLI, VS Code и Rider.

  1. OpenNews: Доступна платформа OpenSilver 2.1, продолжающая развитие технологии Silverlight
  2. OpenNews: Выпуск платформы OpenSilver 2.0, продолжающей развитие технологии Silverlight
  3. OpenNews: Выпуск OpenSilver 1.0, открытой реализации Silverlight
  4. OpenNews: Тестовый выпуск Moonlight 4 с поддержкой технологии Silverlight 4
  5. OpenNews: Проект Ruffle развивает эмулятор Flash Player, написанный на Rust
Обсуждение (41 +8) | Тип: Программы |
Следующая страница (раньше) >>



Партнёры:
PostgresPro
Inferno Solutions
Hosting by Hoster.ru
Хостинг:

Закладки на сайте
Проследить за страницей
Created 1996-2024 by Maxim Chirkov
Добавить, Поддержать, Вебмастеру